Поиск
Главное меню
Авторизация
Ник

Пароль


Потеряли пароль?

Нет своего аккаунта?
Зарегистрируйтесь!

Политика конфиденциальности
Правила регистрации
Как зарегистрироваться?

Кто сейчас на сайте?
 26: Гости
 0: Выпускники
 1938: Всего выпускников

Вы гость здесь.
+ регистрация
Статистика
Посетителей сегодня :
11
Посетителей в этом месяце :
1071
Посетителей в этом году :
4370
 
14.10.2007 15:23 | Кадетские записки суворовца N***
Раздел: Кадетское творчество | Автор: Сергей Дарков | Опубликовал: froloff | Рейтинг: 8.67 (24) Оценить | Просмотров 8455
Кадетское творчество

АРИФМЕТИКА

Если у вас были хорошие учителя математики, то считайте, что добрая половина ваших извилин появилась благодаря им.

В Ленинградском СОУ - СВУ (с 1958) можно было научиться хорошо соображать, если к высокому классу математиков-учителей добавлялись способности и усердие суворовцев. И если способностями обладали многие, усердие было уделом меньшинства кадет.

Первым моим учителем был Николай Иванович, человек, легко возбудимый, но хороший преподаватель. Он принимал у меня вступительные экзамены по арифметике. Знания, соответствующие программе, он оценивал отдельно от того, как проявляет себя суворовец на нестандартной задаче.

Он же много времени занимался с отстающими дополнительно. За этим строго следили офицеры-воспитатели, и неявка на дополнительное занятие чревата была нарядом вне очереди или неувольнением. Для тех, кто с трудом даже в 5 классе ориентировался в таблице умножения, он использовал прием, который применял граф Лев Николаевич Толстой при обучении своих детей. Суть его в следующем. Ученику достаточно выучить таблицу до уровня 5х5=25. Это напоминает игру, потому что все решается с помощью пальцев обеих рук.

Скажем, надо умножить 6 на 7. Из шести вычитаем 5 и разность обозначаем одним загнутым пальцем. Из семи вычитаем 5 (всегда из множителей вычитается только 5), а на другой руке загибаем разность - 2 пальца. 2 загнутых пальца одной руки складываем с одним загнутым пальцем другой руки. Получаем количество десятков, равное 3 (30). Оставшиеся незагнутыми 4 и 3 пальца перемножаем и получаем 12. Суммируем 30 и 12 и получаем 42. Если же, не приведи Господь, надо умножить 8 на 9, то поступаем следующим образом. 8 минус 5 равно 3, загибаем три пальца, а на другой руке загибаем 4 пальца (9 минус 5). Количество десятков равно 7. Оставшиеся незагнутыми 2 и 1 палец перемножаем и получаем 2. Итого 70 + 2 = 72.

Так, ему удалось подтянуть совсем забывчивых до уровня успевающих. Мальчишки даже играли друг с другом: кто быстрее умножит. Но вот с нервами у Николая Ивановича (мы звали его Кал Иваныч) были проблемы. Когда класс начинал шуметь, а все его призывы повисали в воздухе, он брал метровую классную линейку и с большим грохотом бил ею по столу. Линейка разлеталась щепками в стороны, шум на время затихал, но таким методом Николай Иванович не смог договориться с нами. Разбив некоторое количество разных предметов, он уволился из училища. Ненависти к нам он не испытывал и прощались мы с ним по-доброму. Через некоторое время он заходил к нам в гости и мы мирно обсуждали наши проблемы.

Кузьма Егорович сменил его и мы почувствовали твердую руку. Маленького роста, с голосом Левитана, он отчеканивал каждое слово и знания укладывались по нужным полочкам, мозги разминались и извилины прокладывали новые маршруты. Человек он был прямой и искренний. Если не нравился ему суворовец за какие -то непорядочные поступки, не жалел он слов.

В 8 роте, которая была старше нас на год, невзлюбил он Валеру Гуляева. Войдёт, бывало, в класс с началом урока, рапорт не принимает, сразу от двери летит на учительский стол его большой портфель. "Гуляев, к доске!" - громко возглашает он. Портфель аккуратно плюхается на стол, он садится к нему. Гуляев ещё не успел и мел в руки взять, а уже слышит: "Гуляев, садись, два!" За что? Почему? А потому! Не любил Кузьма Гуляева.

С нами он работал очень интересно. Напишет класс контрольную работу. Он доверяет тетради своим пятёрочникам, и они проверяют. Оценки ставил он сам. Мне не раз случалось проверять, но никогда не приходилось у кого-нибудь что-либо подправить. Это была его школа порядочности. Да и проверка давала много для лучшего понимания предмета.

А вот поймал он Находкина со шпаргалкой и мы услышали фразу, ставшую цитатой не только на день, но и навсегда. "Находкин! Я тебя сволоча такого ненавидеть буду! Выйди вон, бродяга!" После этого Находкин уже не рассчитывал ни на высокую оценку, ни на добрые отношения. Спустя несколько месяцев Находкин сподличал в другом. Чтобы не дежурить по роте в воскресенье, он порезал бритвой правую руку, а с травмой его освободили. Был он к тому же первым комсоргом роты.

Кузьма Егорович ушел от нас из-за глупости человеческой. В конце 50-х годов в Питере шла кампания по борьбе с пьянством. В "Вечернем Ленинграде" публиковали периодически фотографии и фамилии клиентов городского вытрезвителя.

И как-то мы читаем: "...преподаватель математики суворовского училища Кузьма Егорович..." Начальство долго не раздумывало. Через несколько дней Кузьма уволился. Мы от этого не выиграли. Сработал армейский принцип : "Делай, что хочешь, но не попадайся".

Какое-то время математики менялись, заменялись, но запомнилась одна учительница, ни имени, ни фамилии которой я не могу вспомнить. Помню, что прозвали мы её "опофэма". Это слово она произносила именно так, да и в манере проведения урока было много поводов для издевок с нашей стороны.

Когда она писала что-то на доске, то часто оборачивалась к классу, а взгляд её при этом был такой испуганный, что удержаться от какой-нибудь реплики в её адрес мог только ленивый. Часто ей срывали уроки, а однажды сильно обидели.

Около наших классов, располагавшихся на 3 этаже, была широкая лестница. В перерыве между уроками мы выходили на площадку, в туалет бежать надо было довольно далеко, и кому было уж очень невмоготу, поднимался на два марша к двери чердака. Замок был чисто условным, но как-то раз он не открылся. Недолго думая, кадет облегчился прямо на пятачок около двери. Кое-что полилось вниз тонкой струйкой. На площадке внизу стояла, разговаривая с кем-то, Опофэма. И вдруг за шиворот ей льется эта самая струйка. Она не поняла, в чем дело. Побежала в канцелярию роты и вернулась очень скоро с капитаном Н.А.Спиридоновым. Тот быстро оценил обстановку (не зря же 16-летним мальчишкой получил орден "Слава" в партизанах), и стоя перед затихшим классом в её присутствии с серьезным видом вопрошал: "Кто открыл кран?" Народ оценил юмор и смеха не было. Того, кто кран открыл, так и не нашли, но эта фраза стала звучать впоследствии как поговорка к месту и не к месту. Учительница вскоре уволилась, пришли другие учителя, а мы продолжали совершенствоваться.

Ирма Оттовна Антонова (Сачкова) была очень спокойная, уравновешенная дама. Тихим своим голосом она могла поставить "на уши" весь класс, но и уважали её за это. Была у неё одна особенность. Ирма в свои 30 с лишним была застенчива и часто краснела. От наших выходок. Любили её передразнивать за глаза по поводу одной из теорем, в которой доказывается равенство двух параллелепипедов. Есть в ней такие слова: "...одно тело скользит по ребрам другого..." Она при этих словах густо краснела, а кадеты поэтому очень любили по разным поводам обращаться к этой ставшей крылатой фразе. То вопрос ей зададут, как доказать равенство этих тел, то ещё как-нибудь подведут к этой теореме. Ирма, царство ей небесное, все-таки научила почти всех думать и быстро соображать.

Яркой же звездой первой величины в жизни многих питерских суворовцев разных выпусков был Александр Алексеевич Кошкарев. Таких талантливых во всех областях людей в народе обычно называют самородками. В течение нескольких лет он был старшим преподавателем математики, но помнят его не только как учителя по одному из предметов. Он играл на всех доступных музыкальных инструментах, а на гитаре учил играть нас по субботам и воскресеньям. Сочинил музыку и слова училищного марша (..Мы, кировцы, будем примером, любой выполняя приказ, Высокую честь офицера никто не уронит из нас...), прощального вальса, множества песен.

В своё время он изобрел логарифмическую линейку, имеющую семь знаков после запятой, которую пытался изготовить на одном из заводов, ему все там испортили и до конца своих дней он пытался пробить глухую стену чиновничьего непонимания. Когда появились первые калькуляторы "Электроника", он с помощью своей линейки отбраковывал дефектные экземпляры. А таблицы тригонометрических функций Брадиса и вовсе ему не нравились.

Он говорил про себя: "Я - блаженный. Кто меня обидит, у того все будет плохо. Меня нельзя обижать". Кошкарев предложил новое определение степени числа: "Степенью называется последовательное умножение единицы на число, называемое основанием степени, столько раз, каков показатель степени". Определение, может быть, немного перефразировано, но смысл верен. В Академии педагогических наук рассмотрели его предложение, но, как было принято, не признали. Так же сложилась судьба многих определений по математике, которые он разработал. Он был нетерпелив и, наверное, не очень следовал жесткой обязательной программе.

Он часто любил повторять: "Невнимание есть признак внимания", что является замечательным педагогическим объяснением слабой учебы способных учеников.

Как-то я попросил его сыграть на гитаре гимн Советского Союза. Ответил он так: "Гимн - это молитва и сыграть его на гитаре довольно сложно", после чего исполнил со своей аранжировкой. Это его определение гимна - самое емкое и точное.

На уроках мы часто решали с ним одну и ту же задачу. В 12 часов в Питере у Петропавловской крепости стреляет пушка, отмечая полдень. Это вековая традиция города. До училища звук выстрела доходит за 6 -7 секунд в зависимости от погоды. Часы у Кошкарева были очень точные, настроены по сигналу радио и он точно угадывал момент выстрела. Так, мы узнали расстояние до пушки, зависимость скорости звука от влажности. И если вдруг забудешь, какова скорость звука, вспомнишь, что 2 километра он проходит почти за 7 секунд.

В летнем лагере он научил нас множеству способов определения расстояния до видимых предметов. Самый простой был такой. Надеваешь фуражку с козырьком. Настраиваешь нижнюю кромку козырька так, чтобы она приходилась на основание недоступного ориентира, до которого надо определить расстояние. Фиксируешь голову и осторожно поворачиваешься на 90 градусов или в том направлении, куда можешь двигаться. Отмечаешь точку на местности, которая соответствует нижней кромке козырька. Запомнил её и топаешь, измеряя шагами расстояние.

Александр Алексеевич изобретал всяческие приборы на базе бинокля, и дом его был полон разными полезными и бесполезными приспособлениями.

Уволился он из армии в 1960 году. В училище его просто затюкали офицеры и преподаватели. Хотя, видимо, что-то и он не сделал по службе. Устроили ему суд офицерской чести, хотели исключить из партии.

Он в свое время был офицером-воспитателем в МАПУ и там приобрел большой опыт работы с военной молодежью. Он рассказывал как-то о том, каким способом он боролся с курением среди курсантов МАПУ. Будучи офицером-воспитателем, вызвал в канцелярию "на ковер" курсанта-курильщика, положил перед ним пачку "Беломора" и сказал : "Кури всё!" Тот выкурил и чуть не свалился в обморок, перекурил значит. После этого, говорит Кошкарев, больше тот с сигаретой не попадался и курить бросил. Возможно, способ не самый лучший, но ведь помогло человека от дурной привычки отучить.

Кошкарев после уроков иногда играл с суворовцами в футбол и волейбол. Причем, когда мы учились в 8 классе, он поставил условие: если мы выиграем хоть всем взводом у него в волейбол, он ставит всем в четверти 5 по математике. На площадку он вышел вдвоем со старшим лейтенантом Гинтсом Эриком Антоновичем, который был преподавателем физподготовки и вел секции легкой атлетики и гандбола. Как мы ни старались, ничего у нас не вышло, они обыграли 15-летних парней как котят.

А было Кошкареву тогда около 50 лет. Как-то в "Ленинградской правде" или в "Смене" суворовцы, его ученики, опубликовали большую статью о том, какой он интересный человек. После этой публикации офицеры училища распространяли слух, что он подговорил суворовцев написать о себе за пятерки. Чушь какая-то! Но это было нормой в той среде, где мы жили и учились.

Покинув неприветливую армию, он переехал в Николаев, где через 10 с лишним лет я встретился с ним при очень интересных обстоятельствах.

В 1974 году я был в командировке в Николаеве на конференции, а поскольку вечера были свободны, я решил найти Кошкарева, потому что несколько лет назад получил от него письмо и примерно знал адрес.

Иду по городу, это огромный областной центр. Над ним нависала тогда строящаяся громада нового авианосца. Приближаясь к нужной мне улице, спрашиваю у первого встречного, где здесь улица Радио. Он встречно спрашивает, а кто мне нужен. Когда я сказал, что ищу Кошкарева, то был ошарашен ответом. "А Кошкарев живет не на улице Радио, а на улице Свободы, дом такой-то, квартира..." Как в большом миллионном городе такое может случиться, понять трудно. Но, оказалось, что он преподает в вечерней школе, играет до сих пор (за 60) в футбол, и вся округа знает его как очень интересного человека.

Я нашел его по указанному адресу, мы о многом вспоминали и до утра я пробыл у него в гостях. Он рассказывал, что все ещё пытается "пробить" производство своей линейки, подарил мне макет её, который и хранится в моем архиве уже более 25 лет.

В последний раз я видел его в 1985 г., и тогда он остановился у меня в Москве на пару дней. Все такой же подвижный, быстрого ума, непосредственный и обаятельный. Умер он в 1995 г. в Москве, когда навещал здесь родственников. Прожил чуть более 80 лет.

Сын его - Олег, закончил ЛнСВУ в 1959 году, потом - ЛЗАТУ.

  « 1 ... 13 14 15 [16] 17 18 19 ... 61 »

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  



Статьи на сайте Кадетка


Самые читаемые статьи
 · Перечень СВУ, НВМУ, КК Минобороны России (82653)
 · Ленинградское (Санкт-Петербургское) суворовское во.. (72668)
 · Кадеты - Герои (38753)
 · Наши преподаватели (30163)
 · Начальники Ленинградского (Санкт-Петербургского) С.. (29736)
Новые статьи
 · Порядок осуществления деятельности и приёма в СВУ ( 28.10.21)
 · Форма одежды суворовцев (2018 год) ( 24.10.21)
 · В одном строю ( 19.1.19)
 · Перечень СВУ, НВМУ, КК Минобороны России ( 20.10.16)
 · Форма одежды суворовцев (2015 год) ( 1.1.16)

Символ Кадет

Краб
Суворов А.В.

Кадетка

На груди под "крабом" -
много лет...

Ленинградское СВУ
Кадеты - Герои
Начальники училища
Наши преподаватели
Фронтовики
Медалисты
Форма одежды

Пажеский корпус

Воронцовский Дворец
Пажеский корпус
Выпускники Пажеского

Эх!

Ты помнишь, друг, все эти годы,
Что провели мы в СВУ?
Своих товарищей по взводу,
Учителей и старшину?

Не забывай, мой друг, систему,
И наши трудные дела,
И время лагерных учений,
Треск автоматного огня.

Пусть трудно нам с тобою было,
Не знали отдыха и сна,
И по девчонкам мы грустили,
Не в силах написать письма.

Но знали мы - пройдут те годы
И мы оставим позади
Частицу сердца - на Садовой
И знак на память на груди.

Фото из альбома

У КПП

Ещё в альбоме...
Партнёры
http://ussvu.ru/

http://spb-svu.ru

http://spb-svu.ru/Kadet-67/index.html

http://www.ruscadet.ru/

http://kadet.ru/