Поиск
Главное меню
Авторизация
Ник

Пароль


Потеряли пароль?

Нет своего аккаунта?
Зарегистрируйтесь!

Политика конфиденциальности
Правила регистрации
Как зарегистрироваться?

Кто сейчас на сайте?
 33: Гости
 0: Выпускники
 1939: Всего выпускников

Вы гость здесь.
+ регистрация
Статистика
Посетителей сегодня :
39
Посетителей в этом месяце :
1099
Посетителей в этом году :
4398
 
14.10.2007 15:23 | Кадетские записки суворовца N***
Раздел: Кадетское творчество | Автор: Сергей Дарков | Опубликовал: froloff | Рейтинг: 8.67 (24) Оценить | Просмотров 8457
Кадетское творчество

КАКИМ БЫТЬ?

Каждый молодой человек в 16-17 лет начинает задумываться над тем, каким стать. Большинство верит, что человек воспитанный добивается большего успеха в жизни, чем хам. Этому научить сложно, если нет в этом внутренней потребности. В училище правилам хорошего тона обучали от случая к случаю, этикет не преподавали, так что если офицер-воспитатель - человек воспитанный, то наберешься от него хорошего, если нет, то останешься на уровне запаса домашнего воспитания. А известно, что каждый человек по - отдельности умен, в стаде же становится частицей толпы.

Нам с нашими офицерами везло, хотя менялись они довольно часто: за 7 лет у меня их было пятеро - Владимир Венедиктович Коренев, Юрий Петрович Тушин, Михаил Иванович Колосов, Николай Андреевич Спиридонов, Николай Александрович Августов. Все они, кроме Тушина, были фронтовиками.

Аристократом в хорошем смысле этого слова был В.Коренев. Он был до нас старшим преподавателем английского в училище, спортивен (до войны был чемпионом Союза по бегу на 60 м среди юношей), а покинув наше училище, оказался на дипломатической работе в качестве военного атташе в Йемене. Работая с нами, он изучал самостоятельно хинди(!).

Командир роты Л.А.Корсаков хоть и имел не одно высшее образование, был человеком своеобразным.

Другие мои воспитатели были хорошими людьми и от каждого из них набирались мы ума-разума.

В 9 классе я начал рыться в литературе, в основном это была классика, даже задачу поставил себе - прочитать всех классиков, о которых слышал на уроках литературы. Выучил строф 30 или 40 из "Евгения Онегина", иногда мама покупала билет в театр. Тогда же понял, что рядом есть Эрмитаж, Русский музей и другие богатства.

Полюбил читать пьесы. Роясь дома в книгах Чехова, обнаружил письмо его к брату, где он говорит о свойствах человека порядочного. Запомнил я на всю жизнь это письмо Антона Павловича брату Николаю, когда тот находился в очень гибельном состоянии. Не могу удержаться от того, чтобы почти полностью не привести текст этого письма.

"Недостаток же у тебя один - это твоя крайняя невоспитанность.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они ночей не спят, чтобы помогать Полеваевым, платить за братьев-студентов, одевать мать.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, он чаще молчат.

5. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: " Меня не понимают!" или : "Я разменялся на мелкую монету!"... потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плеваки, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным... Они смеются над фразой: "Я представитель печати!!", которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили... Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную...

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы...

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, не ум, выражающийся в умении лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не (...), а матерью... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они, только когда свободны, при случае... Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда.

Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть... Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать...хотя бы Тургенева, которого ты не читал....самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький..."

Кое-что я записывал в записную книжку, которая хранит и вот такую запись из какого-то автора.

"Черты деликатного человека:
1. Постулат такта: соблюдай интересы других и не нарушай границ их личной сферы. Одним словом, создавай максимум удобств для другого.
2. Постулат великодушия: не затрудняй других, то есть создавай для себя минимум удобств, а для других - минимум неудобств.
3. Постулат одобрения: минимизируй число отрицательных оценок, стремись к максимально положительной оценке других.
4. Постулат скромности: минимально одобряй себя и максимально критикуй себя. Исходи всегда из допущения, что ты не прав.
5. Постулат согласия: стремись к максимальному согласию с другими, устраняй возможные разногласия.
6. Постулат симпатии: проявляй к другим максимум доброжелательности".

Я всегда в училище выпускал стенную газету, начиная с 5 класса. Мне это нравилось. Приходилось писать заметки и я невольно тренировал свою грамотность. Как-то в 6 классе, капитан Тушин, подбадривая меня, помечтал вслух:

- Когда - нибудь лет через 20 я прочитаю в газете: корреспондент "Красной Звезды" Сергей Дарков.

Это его предположение, слава Богу, не сбылось, но где-то близко я оказался. Примером для меня стал выпускник Михайловского Воронежского кадетского корпуса издатель и писатель Алексей Сергеевич Суворин.

Я продолжал писать в заводской многотиражной газете, приобретая новых врагов, фотографии печатались в больших газетах, даже получал дипломы на конкурсах любительских кинофильмов. Потом зарегистрировал свою газету "Митинский вестник", которая иногда выходила в Москве. И пришел тем же путем, что и Суворин, к изданию книг различных авторов. Издательское дело - занятие интересное и благодарное, поскольку приходится много перерабатывать разнообразной полезной информации. Большие деньги не заработаешь, но жизнь проходит интересно, поскольку приходится постоянно применять все накопленные знания и приобретать новые.

В 1995 году я получил аккредитацию в Госдуме России в качестве представителя газеты "Митинский вестник". Поскольку в руках оказалась очень интересная информация, решил сделать её доступной многим людям, искренне полагая, что страна моя вполне демократичная. Собрал рабочие номера телефонов депутатов, отыскал в прессе сведения о них, издал справочник "Как позвонить депутату", естественно на свои деньги. Справочник быстро разошелся и пользовался популярностью, но депутатам это не понравилось: их начали беспокоить избиратели. В аккредитации на следующий срок мне было отказано, причем не явно, а за счет всяческих переносов срока выдачи удостоверения. Я не стал унижаться и упрашивать думских чиновников, да и потребности в общении с депутатами не испытывал. Победила старая советская система. Как говаривал Александр Васильевич Суворов: "ПОЛИТИКА - ТУХЛОЕ ЯЙЦО (НЕОСТОРОЖНО РАЗОБЬЕШЬ, ТАК ОДНА ТОЛЬКО ВОНЬ). "

Работая в 70-х годах в НИИ, взялся я за выпуск стенгазеты. Материалы не собирал, никого не упрашивал написать. Просто опрашивал различных специалистов по одному и тому же вопросу. А их ответы публиковал. И сразу было видно, кто и как относится к известной проблеме. Это не всем нравилось, но большинство прочитывало всё даже между строк. Как-то 1 апреля подготовили мы газету в честь "Дня дурака". Рядом с институтом был продовольственный магазин, где отоваривался и стар и млад. Продавец, старый хитрый грузин, обвешивал всех очень просто: он пакет с товаром упирал в среднюю часть весов и они тормозились, показывая намного больший вес. Особенно беспардонно обманывал он детей. Говорить ему стеснялись и тогда в газете 1 апреля появился материал, где от его лица было рассказано, как легко вешать лапшу на уши ученым лопухам. Обычная мистификация. Через несколько минут после появления газеты на стене, его уже известили. Не знаю, скрипел ли он зубами, или посылал проклятия в мой адрес, но после этого обманывать перестал, потому что все смотрели при взвешивании в самую интересную точку.

В одном из профессиональных журналов попал мне на глаза материал, который может пригодиться не только журналисту, но и всякому человеку, для которого совершенствование интеллекта является делом всей жизни.
1. Первое правило количества: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется.
2. Второе правило количества: твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.
3. Первое правило качества: старайся, чтобы твое высказывание было истинным.
4. Второе правило качества, развивающая первое: не говори того, что ты считаешь ложным.
5. Третье правило качества, тоже развивающее первое: не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований, т.е. не используй недостоверных фактов.
6. Правило релевантности: не отклоняйся от темы (от сути дела).
7. Первое (общее) правило прозрачности: выражайся ясно. Из него следует еще четыре:
а) избегай непонятных выражений;
б) избегай неоднозначности;
в) избегай ненужного многословия;
г) организуй свое сообщение.

Вся жизнь моя вне армии (с ноября 1966 года) доказала, что время обучения в училище было полезно для растущего организма, ставшего крепким и здоровым. Но это было и время упущенных возможностей, потому что были среди суворовцев по-настоящему талантливые люди, которые в армии "потеряли себя", спившись или опустившись в зрелом возрасте..

У Достоевского в "Записках из мертвого дома" я нашел много интересного, что напоминает казарму. Если бы мы на уроках литературы занимались бы разбором "На переломе (Кадеты)" А.И.Куприна и Ф.М.Достоевского, а не Маяковского, то польза для нас была бы несомненной.
Вообще же, суворовские училища стали первым и очень удачным опытом воссоздания дореволюционной педагогики, поскольку остались еще живы к 1943 г. живыми немногочисленные выпускники кадетских корпусов, некоторые из которых успешно командовали первыми суворовскими училищами (Казанское, Киевское, Воронежское, Тамбовское, Ленинградское и др.). Один из первых начальников Управления СВУ в министерстве обороны генерал Белогорский тоже был кадетом.

И пока сохранялось время учебы в СВУ 7 лет, все шло более или менее по разумному руслу. Но сократив обучение до 2-3 лет, превратили училища эти в обычные техникумы. С этим суждением согласны и многие воспитатели суворовских училищ. Создаваемые в конце 90-х - начале 2000 гг. кадетские корпуса с 7-летним сроком обучения либо совершенно отвергают опыт кадетских корпусов России, либо превращаются в потешные военные школы, где далекие от педагогики офицеры-воспитатели видят в мальчиках маленьких солдат, а не детей. Беда ещё и в том, что суворовские училища образца 1943 г. представляют собой искаженный вариант кадетских корпусов из-за вмешательства коммунистической идеологии. А воссоздаваемые кадетские корпуса России следуют по этой искаженной траектории.

Оптимальным сроком обучения является 7-летний. Минское СВУ в Беларуси осталось 7-летним. Да вновь открытое во Владикавказе СВУ, которым командует суворовец последнего выпуска Кавказского СВУ Манагаров, началось в 2000 г. с набора в 5-9 классы.

В одной из современных московских гимназий разработана даже модель выпускника. Простые истины, собранные вместе, могут кому-нибудь и пригодиться. На это и рассчитываю.

"Молодой человек, закончивший гимназию, должен обладать следующими качествами.

1. Иметь развитую потребность и способность трудиться, позволяющими включиться ему в общественно и лично полезную деятельность умственную или физическую, учебную или производственную.Для этого должна быть сформирована профессиональная направленность выпускника.

2. Обладать способностью предвидеть последствия своих действий и поступков и желанием не навредить другим людям, быть ответственным человеком, уметь сочувствовать и сопереживать с другими людьми.

3. Быть цельной личностью, иметь знания и сформировавшиеся навыки по шести аспектам общечеловеческой культуры: нравственному, интеллектуальному, коммуникативному, эстетическому, физическому и трудовому. Понимать и дорожить национальными и общечеловеческими ценностями.

4. Иметь широкий круг знаний о человеке, обществе и природе.

5. Обладать правосознанием, высокими моральными качествами: совестью, честностью, скромностью, мужеством, достоинством и т.п.

6. Уметь наладить доброжелательные отношения с большинством окружающих его на работе, дома и в обществе людей.

7. Обладать способностью сохранять здоровье, душевное равновесие; быть физически развитым, уметь вести здоровый образ жизни.

8. Быть эрудированным человеком: знать современное положение в стране и за рубежом, позиции различных политиков, взгляды историков на события прошлого; уметь аргументировано вести спор, владея знаниями о современности и истории своего отечества.

9. Обладать знаниями литературы России, знать основные произведения писателей и поэтов прошлого и современности.

10. Владеть компьютерной культурой.

11. Владеть языком одной из наиболее развитых зарубежных стран, уметь воспринимать на слух и записывать информацию на этом языке.

12. Иметь сформировавшееся стремление к продолжению образования и самообразования, совершенствованию себя как личности".

В начале 90-х годов на одной из международных конференций, материалы которой мне довелось переводить с английского, специалисты в области военного образования, в том числе и из России, отмечали, что наибольших успехов в военной карьере в США добивались люди, окончившие гражданские университеты. Это хорошая информация к размышлению.

  « 1 ... 46 47 48 [49] 50 51 52 ... 61 »

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  



Статьи на сайте Кадетка


Самые читаемые статьи
 · Перечень СВУ, НВМУ, КК Минобороны России (82656)
 · Ленинградское (Санкт-Петербургское) суворовское во.. (72669)
 · Кадеты - Герои (38756)
 · Наши преподаватели (30166)
 · Начальники Ленинградского (Санкт-Петербургского) С.. (29738)
Новые статьи
 · Порядок осуществления деятельности и приёма в СВУ ( 28.10.21)
 · Форма одежды суворовцев (2018 год) ( 24.10.21)
 · В одном строю ( 19.1.19)
 · Перечень СВУ, НВМУ, КК Минобороны России ( 20.10.16)
 · Форма одежды суворовцев (2015 год) ( 1.1.16)

Символ Кадет

Краб
Суворов А.В.

Кадетка

На груди под "крабом" -
много лет...

Ленинградское СВУ
Кадеты - Герои
Начальники училища
Наши преподаватели
Фронтовики
Медалисты
Форма одежды

Пажеский корпус

Воронцовский Дворец
Пажеский корпус
Выпускники Пажеского

Эх!

Ты помнишь, друг, все эти годы,
Что провели мы в СВУ?
Своих товарищей по взводу,
Учителей и старшину?

Не забывай, мой друг, систему,
И наши трудные дела,
И время лагерных учений,
Треск автоматного огня.

Пусть трудно нам с тобою было,
Не знали отдыха и сна,
И по девчонкам мы грустили,
Не в силах написать письма.

Но знали мы - пройдут те годы
И мы оставим позади
Частицу сердца - на Садовой
И знак на память на груди.

Фото из альбома

Жемеркин Семен Никифорович

Ещё в альбоме...
Партнёры
http://spb-svu.ru

http://www.dogswar.ru

http://spb-svu.ru/Kadet-67/index.html

http://www.voennoepravo.ru/

http://ussvu.ru/