Быть твёрдым, как сталь, и чистым, как золото!


"Не только чиновники и командиры" (Предисловие)

Дата:  30.1.10 | Раздел: Кадетское творчество

"Не только чиновники и командиры"

2 тома, твёрдая обложка, 450+400 страниц, белая ламинированная суперобложка, формат А5. 920 биографических очерков, составленных на основе "Кадетского биографического справочника" с привлечением большого дополнительного материала (библиография, поэзия)

(Предисловие)

ОТ АВТОРА.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЛИЦАХ

В истории Российского государства особое место занимают кадетские корпуса как первые учебные заведения, дающие образование на уровне высшего. Открытая при Петре Великом Московская школа математических и навигацких наук (1701 г.) возникла из осознаваемой правящим классом потребности в специалистах, способных не только развивать науку, но и обеспечивать оборонительные и политические планы державы. Преобразованная затем в Морской корпус школа решила свою историческую задачу, дав толчок к созданию системы военного образования, которая готовила не только офицеров армии, но и чиновников для «естественных монополий» (в современной терминологии), то есть промышленности, добычи и обработки полезных ископаемых, железных дорог и лесоразработки. Причем чиновники эти двигались по служебной лестнице также с присвоением офицерских званий.

Что касается роли военных школ в развитии российской цивилизации, то достаточно отметить, что русский театр зародился в Сухопутном Шляхетном Кадетском корпусе (1750), а не в Ярославле. Первые светские книги и учебники как переводные, так и русских авторов печатались наряду с Академией наук в типографии того же корпуса и немалыми тиражами.

Краткая история кадетских корпусов может быть проиллюстрирована следующей схемой.

ХРОНОЛОГИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК (1701-1715)
МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ (1715-1752) - ПЕТЕРБУРГ
МОРСКОЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1752-1802)
МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1802-1867)
МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1867-1891)
МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1891-1906)
МОРСКОЙ КОРПУС (1906-1914)
МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1914-1916)
МОРСКОЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА УЧИЛИЩЕ {САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАД - АВГУСТ 1916 - МАРТ 1917)
МОРСКОЙ КОРПУС В СЕВАСТОПОЛЕ (1916-1917; 1919-1920)

МОСКВА

1-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1778-1918)
ШКЛОВСКОЕ БЛАГОРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ. ШКЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1778-1800)
ОТДЕЛЕНИЕ КАДЕТСКОГО КОРПУСА ГРОДНЕНСКОГО (1800-1807)
СМОЛЕНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1807-1824)
МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1824-1838)
1-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1838-1863)
1-Я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864-1882)
1-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1903)
1-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1903-1918)
2-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1849-1918)
2-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1849-1864)
2-Я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864-1882)
2-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1896)
2-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1896-1918)
3-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1868-1918)
3-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1874-1892)
4-И МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1868-1892)
3-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1892-1908)
3-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1908-1911)
МОСКОВСКИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СИРОТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС 1850-1863

ПЕТЕРБУРГ

1-Й ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1732-1918)
КОРПУС КАДЕТОВ ШЛЯХЕТСКИХ (ДВОРЯНСКИХ) ДЕТЕЙ (1732-1743)
СУХОПУТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1743-1766)
ИМПЕРАТОРСКИЙ СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1766-1800)
1-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1800-1864)
1-Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864-1882)
1-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС 1882 - 17 ФЕВРАЛЯ 1907)
ПЕРВЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (17 ФЕВРАЛЯ 1907- МАРТ 1918)
2-Й ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1712-1918)
МОСКОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА (1712-1731)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА (1731-1758)
СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШЛЯХЕТСКАЯ
(ДВОРЯНСКАЯ) ШКОЛА (1758-1762)
АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ И ИНЖЕНЕРНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1762-1800)
2-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1800-1863)
2-Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1863-1882)
2-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1907)
2-Й КАДЕТСКИЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КОРПУС (1907- 1910)
2-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1910-1912)
2-Й КАДЕТСКИЙ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО КОРПУС (1912-1918)
КОРПУС ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ (1775-1796)
ГИМНАЗИЯ ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ (ГРЕЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ) (1775-1732)
КОРПУС ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ, ГРЕЧЕСКИЙ КОРПУС (1792-1796)

ПАЖЕСКИЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРПУС (1802-1918)

ГОРНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1773-1864)
ГОРНОЕ УЧИЛИЩЕ 1773-1804
ГОРНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС 1804 - 1833
ИНСТИТУТ КОРПУСА ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ 1834 – 1866
КОНСТАНТИНОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1807-1918)
ВОЛОНТЁРСКИЙ КОРПУС (1807-1808)
ДВОРЯНСКИЙ ПОЛК (1808-1855)
КОНСТАНТИНОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1855-1859}
ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1798-1863)
ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ (1798-1829)
ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1829-1863)
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ДЛЯ МАЛОЛЕТНИХ (1829-1862)
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1873-1917)
3-Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1873-1882);
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1903),
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1903-1917)
НИКОЛАЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1823-1918)
ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ (1823-1826)
ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ И КАВАЛЕРИЙСКИХ ЮНКЕРОВ (1826-1859);
НИКОЛАЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ГВАРДЕЙСКИХ ЮНКЕРОВ (1859-1864);
НИКОЛАЕВСКОЕ КАВАЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1864-1917),
ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПАНСИОН НИКОЛАЕВСКОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО УЧИЛИЩА (КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В РАМКАХ УЧИЛИЩА) (1864-1882),
НИКОЛАЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1918)

* * *

КАЛИШСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1793-1831, ПОЛЬША)
ТУЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1801-1844)
ФИНЛЯНДСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1812-1903)
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1834-1918)
ТАМБОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1802-1865)
ПОЛОЦКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1834-1919)
ПЕТРОВСКИЙ ПОЛТАВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1840-1920)
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1842-1863) (БРЕСТ-МОСКВА-ВИЛЬНО)
ОРЛОВСКИЙ БАХТИНА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1843-1919)
1-ЫЙ СИБИРСКИЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1813-1922)
ОРЕНБУРГСКИЙ НЕПЛЮЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1844-1920)
2-ОЙ ОРЕНБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1887 -1919)
ВОРОНЕЖСКИЙ ВЕЛ. КН. МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1845-1918)
ВЛАДИМИРСКИЙ КИЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1851-1920)
СИМБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1873-1918)
ТИФЛИССКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1871-1918)
ПСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1920)
ДОНСКОЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА III КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1883-1933) ЗА РУБЕЖОМ
ЯРОСЛАВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1866-1918)
СУВОРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1918) ВАРШАВА
ОДЕССКИЙ ВЕЛ. КН. КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1919)
СУМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1919)
ХАБАРОВСКИЙ ГРАФА МУРАВЬЁВА-АМУРСКОГО КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1888-1922)
ТАШКЕНТСКИЙ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1900-1918)
ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1901-1919)
ВОЛЬСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1859-1918)
ИРКУТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1880-1922)
 

Имеется достаточное количество исследований по истории кадетских корпусов, хотя часто они основаны в основном на мемуарной литературе. Поэтому имеет смысл остановиться на некоторых вопросах, которые эти исследования обошли стороной. Как правило, исследователи ограничиваются перечислением исторических вех, подробным анализом учебных программ и списком генералов, высших чиновников и деятелей культуры, получивших образование в кадетских корпусах. Причинно-следственная связь между сущностью военной педагогики и её результатом выпадает из сферы исследований.

Настоящий биобиблиографический справочник является продолжением «Кадетского биографического справочника. 1701-1918» (в 3-х томах, автор Дарков С.К., 2-е изд., 2009 г., Москва), содержащего 4300 биографий питомцев кадетских корпусов.

На основании собранного по единому критерию (питомец кадетского корпуса) биографического материала автор делает вывод о том, что разрозненность исследований по военным вопросам (судя по рубрикаторам УДК) не способствует комплексному изучению социума, который сложился из части общества, имеющей отношение к защите Отечества и его безопасности. Между тем, благоприятное для существования государства развитие этого социума зависит от отношения общества к последнему. Дело в том, что военный социум (термин автора) имеет свою историю, свою особую культуру, свои нравственные и духовные традиции, не обособленные от общества и сохраняемые вследствие консервативности, наряду с православной церковью, этой общности. Укоренившееся за последние 90 лет представление о военном социуме как о безмолвном придатке государственной машины (чему немало способствовал институт политкомиссаров и т.п.) не может привести к благоприятному развитию армии как защитника Отечества, что мы и видим на практике.

На основании анализа биографического материала можно сделать некоторые основные выводы:

- Военное образование с малолетнего возраста выгодно государству, так как способствует сохранению касты честного чиновничества.

- Особые суровые условия военной педагогики позволили производить естественный отбор людей, предназначенных для государственной службы.

- Семейные традиции в военном воспитании можно по значимости поставить на одно из первых мест среди факторов, обеспечивающих положительный результат. Это подтверждают биографии таких представителей русской культуры, как Н.П. Румянцев, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский и многие другие.

- Диверсификация образования в военно-учебных заведениях типа кадетских корпусов позволяет выявлять среди воспитанников людей, имеющих неординарные способности и талант. Примером могут служить биографии Верещагина В.В., Каразина Н.Н., Федотова П.А., Дубовского Н.Н., Скрябина А.Н., Ипатьева В.Н., Крылова А.Н., Стечкина Б.С., Плеханова Г.В., Бердяева Н.А. и многих других.

Для благоприятного развития военного социума, в который входит не только непосредственно офицерский корпус, но и семейное окружение, необходимо его специфическое исследование, прослеживание сохранения и развития традиций, изучение особенностей военной культуры и т.п. Тогда могут быть решены поставленные историей и оставшиеся без ответа такие вопросы, как: почему преданные Отечеству люди могли в то же время совершать тяжелейшие государственные преступления (убийство императора Павла Петровича, совершение государственного переворота в пользу Екатерины II и т.д.)? И тогда можно будет понять, почему стоически переносили тяжелейшие физические испытания и морально поддерживали товарищей по несчастью такие люди, как Карбышев Д.М., Стечкин Б.С., Берг А.И., Ткачев В.М и многие другие питомцы кадетских корпусов.
В настоящее время комплексным изучением военного социума занимаются все и никто. Определить многомерную матрицу исследований можно в рамках самостоятельной отрасли науки, концентрирующей в себе усилия исследователей в области педагогики, истории военного искусства, психологии, культурологии, социальных наук, военных знаний и т.п. Автор называет такую отрасль «армиология», поскольку термин этот звучит одинаково на основных языках (например, «armyology» англ.) и понятен вполне в рамках здравого смысла. Научные результаты в данной отрасли несомненно окажут влияние на условия проводимых военных реформ и их практический результат.

Что касается информационной составляющей данной книги, то в названии заключён двоякий смысл:

1. Питомцы кадетских корпусов, не ставшие чиновниками и командирами, а посвятившие свою жизнь развитию культуры, науки, образования.

2. Питомцы кадетских корпусов, которые, будучи чиновниками и командирами, оставили и духовное наследие в виде научных достижений, произведений искусства и литературы и т.п.

При подборе биографического материала была использована уникальная информация, полученная от заведующего филиалом Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь) Полякова С.И.

Подобранный материал позволяет расширить временные границы российской цивилизации и привести в соответствие с реальностью состав действующих лиц.




Cтатья опубликована на сайте "Кадетка":
http://www.kadetka-spb.ru

Адрес статьи:
http://www.kadetka-spb.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=50