"Не только чиновники и командиры" (Предисловие)
Дата: 30.1.10 | Раздел: Кадетское творчество
"Не только чиновники и командиры" 2 тома, твёрдая обложка, 450+400 страниц, белая ламинированная суперобложка, формат А5. 920 биографических очерков, составленных на основе "Кадетского биографического справочника" с привлечением большого дополнительного материала (библиография, поэзия) (Предисловие) ОТ АВТОРА. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЛИЦАХ В истории Российского государства особое место занимают кадетские корпуса как первые учебные заведения, дающие образование на уровне высшего. Открытая при Петре Великом Московская школа математических и навигацких наук (1701 г.) возникла из осознаваемой правящим классом потребности в специалистах, способных не только развивать науку, но и обеспечивать оборонительные и политические планы державы. Преобразованная затем в Морской корпус школа решила свою историческую задачу, дав толчок к созданию системы военного образования, которая готовила не только офицеров армии, но и чиновников для «естественных монополий» (в современной терминологии), то есть промышленности, добычи и обработки полезных ископаемых, железных дорог и лесоразработки. Причем чиновники эти двигались по служебной лестнице также с присвоением офицерских званий. Что касается роли военных школ в развитии российской цивилизации, то достаточно отметить, что русский театр зародился в Сухопутном Шляхетном Кадетском корпусе (1750), а не в Ярославле. Первые светские книги и учебники как переводные, так и русских авторов печатались наряду с Академией наук в типографии того же корпуса и немалыми тиражами. Краткая история кадетских корпусов может быть проиллюстрирована следующей схемой. ХРОНОЛОГИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС МОСКОВСКАЯ ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК (1701-1715) МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ (1715-1752) - ПЕТЕРБУРГ МОРСКОЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1752-1802) МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1802-1867) МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1867-1891) МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1891-1906) МОРСКОЙ КОРПУС (1906-1914) МОРСКОЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1914-1916) МОРСКОЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА УЧИЛИЩЕ {САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАД - АВГУСТ 1916 - МАРТ 1917) МОРСКОЙ КОРПУС В СЕВАСТОПОЛЕ (1916-1917; 1919-1920) МОСКВА 1-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1778-1918) ШКЛОВСКОЕ БЛАГОРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ. ШКЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1778-1800) ОТДЕЛЕНИЕ КАДЕТСКОГО КОРПУСА ГРОДНЕНСКОГО (1800-1807) СМОЛЕНСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1807-1824) МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1824-1838) 1-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1838-1863) 1-Я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864-1882) 1-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1903) 1-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1903-1918) 2-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1849-1918) 2-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1849-1864) 2-Я МОСКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864-1882) 2-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1896) 2-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1896-1918) 3-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1868-1918) 3-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1874-1892) 4-И МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1868-1892) 3-Й МОСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1892-1908) 3-Й МОСКОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1908-1911) МОСКОВСКИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СИРОТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС 1850-1863 ПЕТЕРБУРГ 1-Й ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1732-1918) КОРПУС КАДЕТОВ ШЛЯХЕТСКИХ (ДВОРЯНСКИХ) ДЕТЕЙ (1732-1743) СУХОПУТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1743-1766) ИМПЕРАТОРСКИЙ СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1766-1800) 1-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1800-1864) 1-Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864-1882) 1-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС 1882 - 17 ФЕВРАЛЯ 1907) ПЕРВЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (17 ФЕВРАЛЯ 1907- МАРТ 1918) 2-Й ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1712-1918) МОСКОВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА (1712-1731) САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА (1731-1758) СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШЛЯХЕТСКАЯ (ДВОРЯНСКАЯ) ШКОЛА (1758-1762) АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ И ИНЖЕНЕРНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1762-1800) 2-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1800-1863) 2-Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1863-1882) 2-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1907) 2-Й КАДЕТСКИЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА КОРПУС (1907- 1910) 2-Й КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1910-1912) 2-Й КАДЕТСКИЙ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО КОРПУС (1912-1918) КОРПУС ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ (1775-1796) ГИМНАЗИЯ ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ (ГРЕЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ) (1775-1732) КОРПУС ЧУЖЕСТРАННЫХ ЕДИНОВЕРЦЕВ, ГРЕЧЕСКИЙ КОРПУС (1792-1796)
ПАЖЕСКИЙ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРПУС (1802-1918)
ГОРНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1773-1864) ГОРНОЕ УЧИЛИЩЕ 1773-1804 ГОРНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС 1804 - 1833 ИНСТИТУТ КОРПУСА ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ 1834 – 1866 КОНСТАНТИНОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1807-1918) ВОЛОНТЁРСКИЙ КОРПУС (1807-1808) ДВОРЯНСКИЙ ПОЛК (1808-1855) КОНСТАНТИНОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1855-1859} ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1798-1863) ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ (1798-1829) ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1829-1863) АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ДЛЯ МАЛОЛЕТНИХ (1829-1862) АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1873-1917) 3-Я САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1873-1882); АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1903), АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1903-1917) НИКОЛАЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1823-1918) ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ (1823-1826) ШКОЛА ГВАРДЕЙСКИХ ПОДПРАПОРЩИКОВ И КАВАЛЕРИЙСКИХ ЮНКЕРОВ (1826-1859); НИКОЛАЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ГВАРДЕЙСКИХ ЮНКЕРОВ (1859-1864); НИКОЛАЕВСКОЕ КАВАЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1864-1917), ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПАНСИОН НИКОЛАЕВСКОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО УЧИЛИЩА (КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В РАМКАХ УЧИЛИЩА) (1864-1882), НИКОЛАЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1918) * * * КАЛИШСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1793-1831, ПОЛЬША) ТУЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1801-1844) ФИНЛЯНДСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1812-1903) НИЖЕГОРОДСКИЙ ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1834-1918) ТАМБОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1802-1865) ПОЛОЦКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1834-1919) ПЕТРОВСКИЙ ПОЛТАВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1840-1920) АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1842-1863) (БРЕСТ-МОСКВА-ВИЛЬНО) ОРЛОВСКИЙ БАХТИНА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1843-1919) 1-ЫЙ СИБИРСКИЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА I КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1813-1922) ОРЕНБУРГСКИЙ НЕПЛЮЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1844-1920) 2-ОЙ ОРЕНБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1887 -1919) ВОРОНЕЖСКИЙ ВЕЛ. КН. МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1845-1918) ВЛАДИМИРСКИЙ КИЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1851-1920) СИМБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1873-1918) ТИФЛИССКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1871-1918) ПСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1920) ДОНСКОЙ ИМП. АЛЕКСАНДРА III КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1883-1933) ЗА РУБЕЖОМ ЯРОСЛАВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1866-1918) СУВОРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1918) ВАРШАВА ОДЕССКИЙ ВЕЛ. КН. КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1919) СУМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1899-1919) ХАБАРОВСКИЙ ГРАФА МУРАВЬЁВА-АМУРСКОГО КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1888-1922) ТАШКЕНТСКИЙ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1900-1918) ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1901-1919) ВОЛЬСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1859-1918) ИРКУТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1880-1922) Имеется достаточное количество исследований по истории кадетских корпусов, хотя часто они основаны в основном на мемуарной литературе. Поэтому имеет смысл остановиться на некоторых вопросах, которые эти исследования обошли стороной. Как правило, исследователи ограничиваются перечислением исторических вех, подробным анализом учебных программ и списком генералов, высших чиновников и деятелей культуры, получивших образование в кадетских корпусах. Причинно-следственная связь между сущностью военной педагогики и её результатом выпадает из сферы исследований. Настоящий биобиблиографический справочник является продолжением «Кадетского биографического справочника. 1701-1918» (в 3-х томах, автор Дарков С.К., 2-е изд., 2009 г., Москва), содержащего 4300 биографий питомцев кадетских корпусов. На основании собранного по единому критерию (питомец кадетского корпуса) биографического материала автор делает вывод о том, что разрозненность исследований по военным вопросам (судя по рубрикаторам УДК) не способствует комплексному изучению социума, который сложился из части общества, имеющей отношение к защите Отечества и его безопасности. Между тем, благоприятное для существования государства развитие этого социума зависит от отношения общества к последнему. Дело в том, что военный социум (термин автора) имеет свою историю, свою особую культуру, свои нравственные и духовные традиции, не обособленные от общества и сохраняемые вследствие консервативности, наряду с православной церковью, этой общности. Укоренившееся за последние 90 лет представление о военном социуме как о безмолвном придатке государственной машины (чему немало способствовал институт политкомиссаров и т.п.) не может привести к благоприятному развитию армии как защитника Отечества, что мы и видим на практике. На основании анализа биографического материала можно сделать некоторые основные выводы: - Военное образование с малолетнего возраста выгодно государству, так как способствует сохранению касты честного чиновничества. - Особые суровые условия военной педагогики позволили производить естественный отбор людей, предназначенных для государственной службы. - Семейные традиции в военном воспитании можно по значимости поставить на одно из первых мест среди факторов, обеспечивающих положительный результат. Это подтверждают биографии таких представителей русской культуры, как Н.П. Румянцев, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский и многие другие. - Диверсификация образования в военно-учебных заведениях типа кадетских корпусов позволяет выявлять среди воспитанников людей, имеющих неординарные способности и талант. Примером могут служить биографии Верещагина В.В., Каразина Н.Н., Федотова П.А., Дубовского Н.Н., Скрябина А.Н., Ипатьева В.Н., Крылова А.Н., Стечкина Б.С., Плеханова Г.В., Бердяева Н.А. и многих других. Для благоприятного развития военного социума, в который входит не только непосредственно офицерский корпус, но и семейное окружение, необходимо его специфическое исследование, прослеживание сохранения и развития традиций, изучение особенностей военной культуры и т.п. Тогда могут быть решены поставленные историей и оставшиеся без ответа такие вопросы, как: почему преданные Отечеству люди могли в то же время совершать тяжелейшие государственные преступления (убийство императора Павла Петровича, совершение государственного переворота в пользу Екатерины II и т.д.)? И тогда можно будет понять, почему стоически переносили тяжелейшие физические испытания и морально поддерживали товарищей по несчастью такие люди, как Карбышев Д.М., Стечкин Б.С., Берг А.И., Ткачев В.М и многие другие питомцы кадетских корпусов. В настоящее время комплексным изучением военного социума занимаются все и никто. Определить многомерную матрицу исследований можно в рамках самостоятельной отрасли науки, концентрирующей в себе усилия исследователей в области педагогики, истории военного искусства, психологии, культурологии, социальных наук, военных знаний и т.п. Автор называет такую отрасль «армиология», поскольку термин этот звучит одинаково на основных языках (например, «armyology» англ.) и понятен вполне в рамках здравого смысла. Научные результаты в данной отрасли несомненно окажут влияние на условия проводимых военных реформ и их практический результат. Что касается информационной составляющей данной книги, то в названии заключён двоякий смысл: 1. Питомцы кадетских корпусов, не ставшие чиновниками и командирами, а посвятившие свою жизнь развитию культуры, науки, образования. 2. Питомцы кадетских корпусов, которые, будучи чиновниками и командирами, оставили и духовное наследие в виде научных достижений, произведений искусства и литературы и т.п. При подборе биографического материала была использована уникальная информация, полученная от заведующего филиалом Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь) Полякова С.И. Подобранный материал позволяет расширить временные границы российской цивилизации и привести в соответствие с реальностью состав действующих лиц.
Cтатья опубликована на сайте "Кадетка": http://www.kadetka-spb.ru
Адрес статьи: http://www.kadetka-spb.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=50 |