Быть твёрдым, как сталь, и чистым, как золото!


Дело жизни: в интересах обеспечения химической безопасности страны
Раздел: Кадеты! Дата:  24.12.21

Источник: "Красная звезда" 15.12.2021, Юлия Козак

Этому посвятил свою службу сотрудник 27-го Научного центра профессор Игорь Рыбальченко, который не так давно отпраздновал своё 75-летие.

Глядя на то, как лёгкой походкой каждое утро он в белоснежном халате шагает по коридорам 27-го Научного центра Министерства обороны, издалека сразу и не поймёшь, что это спешит на своё рабочее место профессор, за плечами которого семь с половиной десятилетий. В столь почтенном возрасте он, выйдя в своё время в отставку и сменив военный китель на гражданский пиджак, до сих пор верен своему делу. Он с лёгкостью может «засыпать» собеседника научными терминами, аргументировать свою позицию по тому или иному спорному вопросу, а к его авторитетному мнению как ведущего эксперта в своей области обращаются в таких случаях всегда и, что немаловажно, прислушиваются на международном уровне. Именно в стенах лаборатории войск РХБ защиты, у истоков создания которой стоял полковник в отставке Игорь Рыбальченко, вот уже более четверти века проводят сложнейшие анализы – неоспоримые аргументы при расследовании предполагаемых фактов применения химоружия…

Но прежде чем говорить о заслугах этого человека, нелишним проследить его жизненный путь, где в определённых фактах биографии кроются предпосылки многих его достижений.

Рос будущий доктор химических наук профессор Игорь Владимирович Рыбальченко в офицерской семье. Отца его призвали в армию из торгового флота в 1938 году, после чего остался на сверхсрочную, прошёл Финскую и Великую Отечественную войны – сражался на Ленинградском фронте. Но и после Победы не оставил военную службу, которую продолжил в системе военных комиссариатов в различных пунктах Новгородской области. Его пример стойкости и мужества, естественно, не мог не оказать влияния на характер подрастающего сына, который, став воспитанником Ленинградского суворовского училища, равняясь на отца, старался быть отличником во всём. Учёба в СВУ, которое, кстати, суворовец Рыбальченко окончил с золотой медалью, запомнилась высоким уровнем образования. В частности, полученные знания английского языка помогли Игорю Владимировичу в будущем свободно ориентироваться в зарубежной научной литературе и многократно бывать в служебных командировках по вопросам запрещения химического оружия.

Что же касается тяги к науке, то в полной мере она проявилась во время учёбы на инженерном факультете Военной академии химзащиты, выполнения НИР и дипломной работы на кафедре академика Ивана Людвиговича Кнунянца под руководством профессора Олега Владимировича Чеботарёва, где областью научных интересов курсанта Рыбальченко стала индикация токсичных веществ.

Среди самых памятных моментов службы Игорь Владимирович отмечает своё офицерское становление, которое проходило на Дальнем Востоке в должности начальника службы – преподавателя 9-го учебного отряда Тихоокеанского флота. После двух лет, проведённых на ТОФ, он поступает в очную адъюнктуру на кафедру индикации, технических средств химической и неспецифической биологической разведки и контроля ВАХЗ. Досрочно оканчивает обучение и получает назначение в Научно-технический комитет Управления начальника химических войск МО СССР. Здесь он принимает активное участие в разработках, испытаниях, принятии на снабжение и внедрении в войска новейших средств химической и неспецифической биологической разведки и контроля, в том числе дистанционного действия.

За более чем четверть века сотрудники лаборатории успешно решили большое количество задач, связанных с анализом сложных по составу объектов.

Без отрыва от службы Игорь Владимирович успешно защищает кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию и совершенствованию существующих и перспективных методов индикации отравляющих веществ. А в 1984 году возвращается на родную кафедру ВАХЗ, которую спустя некоторое время возглавляет и является её бессменным руководителем более десяти лет. В 1996 году Игорь Владимирович защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора химических наук, посвящённую проблемам разработки научно-методических основ и рекомендаций по методам обнаружения токсичных химикатов, подлежащих контролю при выполнении обязательств международной Конвенции по запрещению химического оружия. И после увольнения с военной службы он не оставляет любимое дело, с 2000 года Игорь Владимирович – профессор той же кафедры, правда, уже в гражданском статусе. А в 2006 году судьба приводит его в 27-й Научный центр, где в стенах лаборатории, у истоков создания которой стоял полковник в отставке Игорь Рыбальченко, по сей день он и трудится.

О неоценимом вкладе ведущего научного сотрудника химико-аналитической лаборатории 27-го центра Рыбальченко (а именно так его называют коллеги, и что вполне оправданно) говорят многие факты. Стоит отметить, что только здесь в России имеются международные аккредитации по анализу экологических и биомедицинских проб и Техническое соглашение с ОЗХО (наряду с 13 зарубежными лабораториями) на право участия в международных расследованиях фактов применения химического оружия и других токсичных химикатов, проводимых под эгидой этой организации и ООН. И в этом – личная заслуга Игоря Владимировича, который, в частности, разработал, многократно испытал и успешно внедрил и новые способы обнаружения продуктов трансформации токсичных химикатов, что имеет существенное значение для окончательного избавления человечества от химического оружия.

– За более чем четверть века сотрудники лаборатории успешно решили большое количество задач, связанных с анализом сложных по составу объектов, – отмечает профессор Рыбальченко. – Кроме участия в расследовании фактов применения химоружия, сегодня в лаборатории определяют высокотоксичные вещества в различных аварийных ситуациях, а также в объектах криминального характера. На её сотрудников также возложена задача по проведению углублённых анализов проб, поступающих из пунктов РХБ контроля государственных органов власти и Минобороны России.

Стоит отметить, что именно российская лаборатория химико-аналитического контроля первой в мире установила вид и композицию рецептуры на основе нервно-паралитического отравляющего вещества, применённого в апреле 2013 года в Сирии. Эти данные продуктивно использовала российская дипломатия, что позволило перейти к планомерному уничтожению опасных запасов в этой стране.

– Лаборатория оснащена полным комплектом современного высокотехнологичного аналитического оборудования, в том числе высокого и сверхвысокого разрешения, и в полной мере готова к выполнению задач в интересах обеспечения химической безопасности страны, – с неподдельной гордостью в голосе говорит юбиляр, который на мой вопрос о его достижениях переводит разговор в другое русло и рассказывает вовсе не о своих успехах.

– С 2014 года мы проанализировали свыше 700 различных проб с мест применения химического оружия, – говорит ведущий научный сотрудник 27-го Научного центра профессор Рыбальченко, вместе с которым сегодня в лаборатории трудятся четыре доктора и 11 кандидатов наук.

Стоит также отметить и то, что Игорь Владимирович является автором более 200 опубликованных работ, в том числе 19 патентов на изобретения. Под его руководством и при консультировании успешно защищены 12 кандидатских и 8 докторских диссертаций. Им создана официально зарегистрированная в Минобороны РФ научная школа, а его ученики служат в Вооружённых Силах, работают в научных институтах РАН и отраслевых НИИ.






Новость опубликована на сайте Кадетка.
http://www.kadetka-spb.ru

Адрес новости:
http://www.kadetka-spb.ru/article.php?storyid=496