Поиск
Главное меню
Авторизация
Ник

Пароль


Потеряли пароль?

Нет своего аккаунта?
Зарегистрируйтесь!

Политика конфиденциальности
Правила регистрации
Как зарегистрироваться?

Кто сейчас на сайте?
 30: Гости
 0: Выпускники
 1938: Всего выпускников

Вы гость здесь.
+ регистрация
Статистика
Посетителей сегодня :
41
Посетителей в этом месяце :
1101
Посетителей в этом году :
4400
 
26.01.2008 11:26 | Воронцовский дворец
Раздел: История | Автор: | Опубликовал: froloff | Рейтинг: 8.41 (151) Оценить | Просмотров 17998
История

Воронцовский дворец - один из красивейших дворцов Петербурга - является замечательным образцом русского барокко времен императрицы Елизаветы. В юго-западном направлении от Невского проспекта по Садовой улице (дом 26) располагается дворец Воронцова – образец богатой городской усадьбы середины XVIII века.

Эта обширная городская усадьба была построена в 1749-1757 годах архитектором Ф.-Б. Растрелли для вице-канцлера М. Воронцова.

Первым владельцем усадьбы был канцлер и дипломат граф Михаил Илларионович Воронцов (1712 – 1767), дальний родственник императрицы и участник дворцового переворота 25 ноября 1741 года. В 40-е года он приобрел на берегу Фонтанки несколько земельных участков, простиравшихся до Садовой улицы, и решил создать пышную усадьбу с дворцом.

Главный корпус дворца с четырехугольным внутренним двором расположен в глубине усадьбы, а два симметричных боковых флигеля вынесены вперед. Центральная, трехэтажная часть дворца отличается необыкновенным изяществом, пластичностью форм и нарядным декором. Для украшения фасада Растрелли применил свой излюбленный прием - сдвоенные колонны и пилястры. Арочные, широко прорезанные окна центрального корпуса обрамлены фигурными лепными наличниками. При всем этом барочная пышность центрального фасада контрастирует с нарочито скромным обликом двухэтажных боковых флигелей. Растрелли ориентировал главный фасад дворца не на Фонтанку (как дворцы Аничков, Шереметевых), а на проложенную к тому времени Садовую улицу.

 

Позади главного корпуса был разбит сад, который простирался до самой Фонтанки. Это был типичный регулярный сад - с бассейнами, фонтанами и аллеями подстриженных деревьев.

План дворца характерен для подобных сооружений 40-х и 50-х годов XVIII века. К главному корпусу дворца со стороны заднего фасада примыкает второй П-образный корпус, образующий внутренний замкнутый двор с тремя въездами. Через малый двор был сделан выход в парк.

Главный фасад дворца решен традиционно для Растрелли: это композиция с тремя выступами-ризалитами, но в отличие от ризалитов других дворцов они менее объемны. Зато проработке каждого Растрелли уделяет особое внимание.

В центре дворца – огромная въездная арка, позднее заложенная и превращенная в крыльцо. По сторонам ее расположены группы колонн. Над колоннами – балкон, подчеркивающий центр фасада. Окна первого этажа украшают фигурные наличники. На замковых камнях – львиные маски, пример превосходной лепки, всегда широко используемой Растрелли на фасадах зданий. Простенки между окнами рустованы. Рустом подчеркнута и массивность первого цокольного этажа.

Второй этаж – парадный. Здесь окна большего размера, завершающиеся полуциркульными арками, наличники более украшений. Между окнами – сдвоенные колонны, а над проездной аркой – сдвоенные пилястры. Центральный ризалит завершается фронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом владельца, повторенный на обоих фасадах.

При хорошей освещенности главного фасада на нем резко сгущаются тени, которые подчеркивают объемность декоративных деталей: колонн, лепки, карнизов, скульптуры. На светлом фоне резко выделяется черный рисунок решеток. Плоскость стены здания почти совсем не ощущается.

 

Центр каждого из соковых ризалитов, подчеркнутый сдвоенными колоннами, завершается лучковым фронтоном, углы ризалитов украшены сдвоенными пилястрами. Наличники окон строже по рисунку, лепки меньше.

В решении фасада Воронцовского дворца применен особый архитектурный прием, позволяющий четко выделить центр. В композиции центрального ризалита подчеркнуты и вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в боковых ризалитах – только вертикали.

Необычным сделал Растрелли и вход во дворец: в центральной арке слева и справа два портика с колоннами дорического ордера. В одном из них и была расположена парадная лестница, два марша которой вели во второй этаж; стены лестницы украшали росписи.

Современники писали о том, что интерьеры дворца отличались пышностью, в них были широко использованы лепка, резьба, плафоны работы Тьеполо. К сожалению, пышное и богатое внутреннее убранство дворца не сохранилось.

В центральной части дворца был расположен большой двусветный зал. Пятьдесят залов составляли анфиладу вдоль главного фасада и две малые анфилады в боковых корпусах. Огромный зал занимала библиотека М.И.Воронцова, тогда одна из лучших в Петербурге.

Над одноэтажным корпусом, выходящим в парк, была сделана открытая терраса с видом на Фонтанку.

Позади главного корпуса был разбит регулярный сад с бассейнами, фонтанами и другими «затеями». В саду дворца любил гулять полководец  А. В. Суворов – друг графа Воронцова. Оттуда хорошо были видны фейерверки, сопровождавшие гулянья в Аничковом саду.

 

Парадный двор отделен от улицы прекрасной ажурной оградой, выполненной по рисунку Растрелли. Это один из ранних примеров русского художественного чугунного литья. В орнаменте решетки гармонично сочетаются геометрические и растительные мотивы. Особенно хорош узор главных въездных ворот. Он виртуозен, отличается тонкостью, изысканностью. Легкий ажур ограды прерывается мощными столбами.

Строительство дворца едва не разорило графа, поставило его на грань банкротства. Его частые сетования на это сыграли свою роль. Царица Елизавета “подкинула” ему 40 тысяч. В “Санкт-Петербургских ведомостях” было напечатано уведомление читателе о том, что “23 ноября (с.с.) 1758 года освящена была церковь в новопостроенном доме графа Михаила Ларионовича Воронцова. Ее императорское величество изволило кушать у его сиятельства, а для новоселья вручила ему указ на 40000 рублей”. Но эта субсидия не выручила Воронцова. Теперь он жаловался, что приходится тратить большие средства на частые балы и “машкерады”. И в 1763 году Воронцов продал в казну свой дворец, получив за него от Екатерины II 217600 рублей.

 

До 1770 г. здание пустовало. Затем в нем временно поселили брата прусского короля Фридриха II – принца Генриха. Он вел переговоры с Екатериной II о разделе Польши. После этого во дворце недолго жили другие высокопоставленные лица.

Подошел к концу XVIII век. Павел I сменил на престоле свою мать Екатерину II.

29 ноября 1798 г. Павел I принял титул Гроссмейстера Мальтийского Ордена. Он пожаловал Воронцовский дворец со всеми прилегавшими к нему надворными постройками Мальтийскому рыцарскому ордену госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского.

Над решетчатыми воротами дворца укрепили орденский герб: на красном фоне белый мальтийский крест с четырьмя раздваивающимися оконечьями, обозначающими христианские добродетели: благоразумие, умеренность, мужество, справедливость и другие.

Бывший дворец было приказано называть «замок мальтийских рыцарей».

В 1798 – 1800 гг. по велению Павла I на территории дворцовой усадьбы были сооружены два храма: Домовая православная церковь и Мальтийскую капеллу (католическую церковь) ордена мальтийских рыцарей (архитектор Дж. Гуаренги (Дж. Кваренги). Мальтийская Капелла (одна из лучших работ Кваренги) была освящена в 1800 г. В ней, справа от алтаря, под балдахином стояло кресло Его Величества Гроссмейстера. Тимпан фронтона капеллы Кваренги оформил рельефным мальтийским восьмиконечным крестом в круге. Под церковью шел подземный ход, соединявший непосредственно церковь со спальнею Императора Павла I в Михайловском Дворце. Создавая это небольшое здание рядом с растреллиевским дворцом, Кваренги слегка нарушил свою обычную классическую строгостью. Он сделал попытку смягчить линию фасада, ввод округлые профили на стыке подчеркивания, только этими, казалось бы, незначительными, деталями он стремился связать художественный облик капеллы с архитектурой растреллиевского сооружения.

 

До сих пор хорошо сохранилась внутренняя отделка капеллы – колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Тщательная реставрация капеллы была произведена в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.

Зал Мальтийской капеллы, а также церковный зал во дворце приобретают особую ценность как интерьеры Кваренги, потому что почти все другие впоследствии подверглись значительным переделкам или погибли.

В левом крыле дворца – была построена Домовая православная церковь св. Иоанна Предтече. Храм был освящен 21 июня 1801 г. и разместился на втором этаже главного здания.

 

Интерьеры православной церкви более скромны. Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах изображены мальтийские кресты. Белый мальтийский крест, как пишет в своих мемуарах «На службе трех Императоров» Н.А. Епанчин, в дальнейшем станет эмблемой Пажеского корпуса. Из прежней церкви в новую перешли Острожская Библия 1580 года, прижизненный портрет Святого Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами Апостола Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда.

На ее стенах висели сохранившиеся доныне доски черного мрамора с именами павших воспитанников.

В правление Александра I прекратила свое существование российская ветвь мальтийского ордена. Дворец был отобран в казну, и его передали Пажескому Его Императорского Величества корпусу, созданному еще Екатериной II для воспитания и обучения пажей. Они изучали математику, военные науки, философию, право, историю, геральдику, генеалогию, русский и иностранные языки, государственный церемониал, а также верховую езду, фехтование, танцы.

 

Дворец Воронцова не был приспособлен для учебного заведения. Великолепная двойная лестница, украшенная изваяниями и зеркалами, вела на второй этаж, где пышные залы с расписными плафонами были предназначены для балов и торжественных приемов. Поэтому в 1827 г, дворец перестроили (архитектор А.Е.Штауберт). В эти годы и была утрачена отделка интерьеров.

После Октябрьской революции Пажеский корпус был закрыт. В Воронцовском дворце разместились клуб партии левых эсеров. 8 июля 1918 года, после подавления мятежа левых эсеров в Москве, отряды Петроградской ЧК и красноармейцы окружили дворец и после получасового обстрела заняли его.

В годы гражданской войны в Воронцовском дворце находились курсы комсостава Красной армии, в 1920 – 1930 годах - пехотное училище им. Кирова, а во время Великой Отечественной войны - военный госпиталь.

С 1955 года по ноябрь 2017 года в здании Воронцовского дворца располагалось Санкт-Петербургское (Ленинградское) суворовское военное училище.

Мальтийская капелла в годы Советской власти долго использовалась как клуб пехотной школы имени Склянского. Большая часть предметов интерьера и утвари в 1928 году была передана музеям Ленинграда. В конце 2002 года в отреставрированной капелле открылся Музей истории кадетских корпусов России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527 дворец (1749-1757 гг., арх. Растрелли Ф.-Б., 1798-1800 гг., арх. Кваренги Д., 1827 г., арх. Штауберт А.Е.) по адресу Садовая ул., 26 отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

 

 

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  



Статьи на сайте Кадетка


Самые читаемые статьи
 · Перечень СВУ, НВМУ, КК Минобороны России (82656)
 · Ленинградское (Санкт-Петербургское) суворовское во.. (72669)
 · Кадеты - Герои (38756)
 · Наши преподаватели (30166)
 · Начальники Ленинградского (Санкт-Петербургского) С.. (29738)
Новые статьи
 · Порядок осуществления деятельности и приёма в СВУ ( 28.10.21)
 · Форма одежды суворовцев (2018 год) ( 24.10.21)
 · В одном строю ( 19.1.19)
 · Перечень СВУ, НВМУ, КК Минобороны России ( 20.10.16)
 · Форма одежды суворовцев (2015 год) ( 1.1.16)

Символ Кадет

Краб
Суворов А.В.

Кадетка

На груди под "крабом" -
много лет...

Ленинградское СВУ
Кадеты - Герои
Начальники училища
Наши преподаватели
Фронтовики
Медалисты
Форма одежды

Пажеский корпус

Воронцовский Дворец
Пажеский корпус
Выпускники Пажеского

Эх!

Ты помнишь, друг, все эти годы,
Что провели мы в СВУ?
Своих товарищей по взводу,
Учителей и старшину?

Не забывай, мой друг, систему,
И наши трудные дела,
И время лагерных учений,
Треск автоматного огня.

Пусть трудно нам с тобою было,
Не знали отдыха и сна,
И по девчонкам мы грустили,
Не в силах написать письма.

Но знали мы - пройдут те годы
И мы оставим позади
Частицу сердца - на Садовой
И знак на память на груди.

Фото из альбома

На стадионе

Ещё в альбоме...
Партнёры
http://spb-svu.ru

http://www.dogswar.ru

http://www.voennoepravo.ru/

http://kadet.ru/

http://spb-svu.ru/Kadet-67/index.html